[Груз. კუმურდოს ეპარჟია] (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в соборе Кумурдо.
Описание территории К. е. сохранилось в достаточно позднем источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго», где сообщается, что в паству кумурдоели (Кумурдойского архиерея) входила «вся Джавахети выше Хертвиси (крепость у слияния рек Паравани и Мтквари (Куры).- Авт.) до Хеоти (селение около оз. Карцахи (Хозапини).- Авт.)» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). Т. о., К. е. охватывала В. Джавахети (совр. Ахалкалакский и Ниноцминдский муниципалитеты Грузии). До XII в. в состав К. е. входила также Н. Джавахети (юж. часть Эрушетского нагорья). В кон. XII в. эти земли перешли во владение монастыря Вардзиа и католикоса-патриарха всей Грузии (Бердзенишвили. 1985. С. 119-121).
С севера по Триалетскому хребту К. е. граничила с Ацкурской епархией ГПЦ. Джавахетский хребет отделял К. е. с запада от Цалкской и Дманисской епархий. С юга к К. е. примыкала пров. Абоци (истоки р. Ахурян), которая входила во владения Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса-патриарха. С запада, вдоль р. Мтквари, К. е. граничила с Цурцкабской, Эрушетской и Цкароставской епархиями ГПЦ.
Согласно разным источникам (дарственная грамота католикоса-патриарха всей Грузии свт. Мелхиседека I мцхетскому кафедральному собору Светицховели (1029-1033); иммунитетная грамота владений Мцхетских католикосов-патриархов (1392).- ПГП. 1970. Т. 3. С. 22, 178; Грузинские док-ты. 1982. С. 18-19, 103), а также лапидарным и фресковым надписям (Корпус. 2012. С. 66, 67, 118-19, 128, 137-138; Бердзенишвили 1985. С. 94), в В. Джавахети Мцхетскому католикосу-патриарху принадлежали, т. е. не входили в состав К. е., селения: Тонтио (также Гормаке, ныне Каурма), Махарони (в районе оз. Паравани, на север от совр. с. Владимировка), Гогиа (ныне Гокио), Аластани, Оками, Карнети, Пока, Хорениа.
В нач. IV в. христианство пришло в Грузию через Джавахети: именно здесь, близ оз. Паравани, просветительнице Грузии св. равноап. Нине в видении было предсказано о ее миссионерской деятельности. Отсюда св. Нина пошла в древнюю столицу Грузии Мцхету (Обращение Грузии. 1989. С. 36-37; Леонтий Мровели. 2008. С. 48-49). После крещения древнегруз. гос-ва Картли из К-поля в Грузию были направлены епископ и зодчие. Одна из первых церквей была выстроена в Цунде (ныне Накалакеви, Аспиндзский муниципалитет) - адм. центре Джавахети (Леонтий Мровели. 2008. С. 61). Царь Мирдат, внук 1-го царя-христианина св. Мириана, «прибавил украшения и строения церквам Эрушети и Цунды» (Там же. С. 67). Во 2-й пол. V в. царь св. Вахтанг Горгасали провел церковную реформу и учредил 13 епархий, в т. ч. Цундскую (Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Некоторые источники древнейшим церковным центром Джавахети называют не Цунду, а Кумурдо. Грузинский историк царевич Вахушти Багратиони сообщает, что при св. Мириане посланники визант. имп. равноап. Константина I Великого соорудили храм Кумурдо (КЦ. 1973. Т. 4. С. 670), а в арм. источниках в числе участников Двинского Собора 505/6 г. вместо Цундского упомянут Кумурдойский епископ (Книга посланий. 1968. С. 98; Ухтанес. 1975. 139). Груз. исследователи (Н. А. Бердзенишвили, Д. Бердзенишвили, В. И. Силогава) считали, что церковный центр Цунда, упомянутый в сочинениях Леонтия Мровели и Джуаншера, соответствует Кумурдо. Т. о., начало истории К. е. принято датировать 2-й пол. V в.
Впервые кумурдоели еп. Иосиф упоминается в числе 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. Сведения о др. кумурдоели отсутствуют до сер. X в. Сохранившиеся памятники груз. зодчества (стелы и каменные кресты из Дамкали (V-VI вв.), Ахалкалаки (V-VII и VIII-IX вв.), церквей Агана (VI-VII вв.), Азмана (1-я пол. VIII в.), Гогиа (VIII-IX вв.), Сиргви (VIII-IX вв.) и др.) свидетельствуют о постепенном развитии церковной жизни в В. Джавахети в раннее средневековье. Особенно бурно развивалось церковное строительство в X в.: новые храмы были выстроены в Ахалкалаки, Паравани (Родионовке), Сагамо, Орджалари, Орловке, Кварше, Килде, Джиграшени, Бузавети и др. X в. датируется и церковь пещерного мон-ря Самсари; ее 8-строчная надпись сохранила сведение о малоизвестной реликвии ГПЦ - деснице св. Нины, похищенной арабами при разорении Светицховели (Корпус. 2012. С. 104-105). В 964 г., во время культурного и экономического подъема Джавахети, еп. Кумурдойский Иоанн выстроил новый кафедральный собор Кумурдо. Также еп. Иоанн заказывал и приобретал копии рукописей для Грузии в Екатерины вмц. монастыре на Синае, участвовал в создании груз. редакции «Жития аввы Симеона юродивого» (Sinait. iber. 69), при его содействии свящ. Григорий приобрел у братии мон-ря вмц. Екатерины сборник песнопений (Sinait. iber. 40) (Описание груз. рукописей. 1978. С. 152). По нек-рым сведениям, еп. Иоанн бывал и на Св. земле (Такаишвили. 1909. С. 38). Последующие кумурдоели - Гавриил, Ефрем и Григорий - упоминаются в лапидарных надписях храма Кумурдо в связи с установлением агап (поминаний) для разных лиц (Корпус. 2012. С. 83-84, 87-89).
После образования единого царства Грузия пров. Джавахети с центром в Ахалкалаки стала царским доменом. В XI-XIII вв. регион пережил расцвет. Были выстроены церкви в Поке, Тонтио, Абули, мон-ри, палаты царских резиденций в Дливи, Гртиле, Божано, Аластани, караван-сараи. Церкви строились во имя «спасения Богом коронованного царя, рати и царства», как говорится в надписи из Гандзы (Там же. С. 42). Одним из наиболее чтимых мон-рей был Зрески близ Кумурдо, сохранилась происходившая оттуда стела царя Георгия IV Лаши (1207/13-1222) - подобные стелы с изображением руки являлись предметом юридического акта. Церковная архитектура X-XIII вв. представлена лучшими примерами т. н. джавахетской школы груз. зодчества. Сооружения изобилуют надписями с упоминанием имен царей Баграта III, Георгия I, Баграта IV, царицы Мариам и др. царственных особ, католикосов-патриархов всей Грузии Мелхиседека I и Иоанна V Окропири, еп. Кумурдойского Зосимы, крупных сановников и местных феодалов. О еп. Зосиме известно, что в царствование Баграта IV (1027-1072) он выстроил придел храма Кумурдо, «облачил алтарь, потир, дискос, крест» и «украсил икону Спаса рукою Давида, золотых дел мастера» (Там же. С. 85-86). Эта икона стала одной из известных святынь К. е.; на ней кумурдоели присягали на верность католикосам-патриархам всей Грузии и позже - Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам.
В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в чине венчания царя на царство кумурдоели занимал 8-е место среди 36 архиереев Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после кизикели (Кизикского архиерея) и перед ниноцминдели (Ниноцминдским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; Грузинские док-ты. 1982. С. 82). В позднее средневековье в иерархии 13 епископов Самцхе-Саатабаго епископ Кумурдойский занимал 2-е место после мацкверели (Ацкурского архиерея) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245).
С кон. XIV в. Джавахети постепенно перешла во владение самцхетских атабагов Джакели, которые, стремясь не только к политическому, но и к церковному сепаратизму, подстрекали самцхетских архиереев против католикосов-патриархов всей Грузии. Однако им не удалось добиться церковного отчуждения Самцхе: католикос-патриарх всей Грузии Давид IV (Чавчавадзе) (1443/47-1459) прибыл в монастырь Сапара, отлучил от Церкви непокорных епископов, в т. ч. и кумурдоели (имя неизв.), и хиротонисал новых. Кумурдоели стал еп. Иоанн (Ласурисдзе). После него Кумурдойского епископа избирали самцхетские атабаги. Они направляли кандидата в Мцхету на утверждение католикоса-патриарха, которому новый архиерей был обязан дать клятву верности. В обязанности кумурдоели были внесены дополнительные пункты: он должен был поминать католикоса-патриарха при богослужении и в своих молитвах, хранить верность католикосу-патриарху, не причинять вред атабагам Самцхе, не вступать в союз с отлученными католикосом-патриархом архиереями, не посягать на владения католикоса-патриарха, в частности на монастырь Вардзиа и его имения («Книга верности Иоанна Кумурдоели Картлийскому католикосу Давиду» (1401-1459), «Книга верности Герасима Кумурдоели Картлийскому католикосу Евагрию» (1505-1503), «Книга верности Зосима Кумурдоели католикосу-патриарху Грузии Василию VI» (1519-1528) - ПГП. 1970. Т. 3. С. 196-197, 238-240, 251-252).
Из последних кумурдоели известны свт. Зосим Кумурдойский и еп. Серапион. Свт. Зосим был воспитанником Кетеон, дочери последнего царя единой Грузии Георгия VIII. Он ездил в Иерусалим устанавливать агапы (поминания) для Кетеон (в монашестве Кристина) и ее детей Иоатама и Гулкан. Вместе с Бееной Чолокашвили отстаивал права грузин на Голгофу и пожертвовал 400 флоринов, чтобы «защитить» ее от притязаний «франгов» (католиков) (Метревели. 1962. С. 81, 122, 123). До пострига переписал сборник молитв и гомилий (НЦРГ. A 1737). Свт. Зосим осуществил реставрационные работы в Кумурдо, сведения о чем сохранились в строительной надписи у зап. входа церкви (Силогава. 1994. С. 76, 87, 112; Табл. XXIX). Имя еп. Серапиона упоминается в приписках иерусалимских рукописей и в агапах иерусалимского Крестового мон-ря, он восстановил «трапезу» мон-ря и ц. во имя Иоанна Богослова (Метревели. 1962. С. 81, 124). В документах XV-XVI вв. кумурдоели названы архиепископами.
Во 2-й пол. XVI в. турки завоевали Самцхе-Саатабаго. Большая часть бывш. княжества была преобразована в Гюрджистанский вилайет Ахалцихского пашалыка Османской империи. С распространением ислама и усилением социального гнета часть Джавахети пришла в запустение, сократилась паства. Точная дата упразднения К. е. неизвестна. Очевидно, она прекратила существование не раньше, чем Ишханская епархия (2-я пол. XVII в.), и не позже 40-х гг. XVIII в., когда, согласно сведениям Вахушти Багратиони, последние кафедры Самцхе-Саатабаго были упразднены, а оставшихся священнослужителей перевели в епархии Картли. Однако, согласно эпиграфическим данным, некоторые груз. священники, несмотря на притеснения со стороны мусульман, продолжали служить в селах Мурджахети, Баралети и др.
В 1829 г. по Адрианопольскому мирному договору Самцхе-Джавахети отошла Российской империи и вошла в состав Тифлисской губернии. В церковном отношении территория бывш. К. е. вошла в юрисдикцию Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Этнокультурный и конфессиональный состав Джавахети в XIX в. был довольно пестрым: большая часть грузин-мусульман была выселена, вместо них на эти территории были заселены армяне-монофизиты, армяне-католики и рус. духоборы.
После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. на основе границ древних епархий были учреждены новые, в т. ч. Ацкурская, которая охватила территории всех епархий Самцхе-Саатабаго, включая К. е. (Анания (Джапаридзе). 2012. С. 103). В 1995 г., согласно решению о восстановлении и об обновлении епархий ГПЦ, как преемница К. е. была создана Боржоми-Ахалкалакская епархия. В 2002 г. Свящ. Синод ГПЦ принял решение о разделе епархии на Боржоми-Бакурианскую и Ахалкалакско-Кумурдойскую, последнюю возглавил архиеп. Николай (Пачуашвили).
(По реконструкции Силогавы): Иосиф (ок. 506), Иоанн (50-60-е гг. X в.), Гавриил (70-80-е гг. X в.), Ефрем (80-90-е гг. X в.), Григорий (кон. X - нач. XI в.), Зосим (сер. XI в.), Иоанн (Ласурисдзе) (сер. XV в.), Герасим (нач. XVI в.), свт. Зосим (приблизительно 1519-1528), Серапион (сер. XVI в.).